Сильные и красивые: системы воспитания : Моя семья : Молодая семья : Дети(ребенок),муж,жена(свекровь) : Всё про семью : Брак : Развод : Семейный бюджет : Бабушки и дедушки : Внуки и внучки : Мамин сайт лучший справочник по воспитанию детей


Как часто оказывается, что открытые вроде в наш век истины уже давно были известны предкам! Сегодня, наверное, нет ни одной н или сферы жизни, которая не уходила бы ев корнями к началу цивилизации — древнее миру. Вы думаете, воспитание — исключе/и Как бы не так: педагогика зарождалась еще в эпоху античности!

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Население греческих городов-государств (полисов) состояло из свободных граждан и рабов. Воспитание и образование было направлено на передачу будущему свободному гражданину навыков, необходимых для личного участия в общественных делах. Самые знаменитые полисы — республиканские Афины (с эстетической системой воспитания), и авторитарная Спарта (с военной системой воспитания).

АФИНЫ: нет предела совершенству
Идеальный результат воспитания: прекрасный душой и телом человек, образованная, независимая в суждениях личность, носитель эллинистической (греческой) культуры,., презирающий физический труд как удел рабов.

Воспитание проходило в несколько этапов.
До 7 лет ребенок воспитывался в семье. Родителям помогала кормилица-рабыня. С 4-5 лет отпрыск находился под присмотром обычного раба — педагога (от греч. paidagogos — «детоведение», «детовождение»).

В 7 лет мальчика отдавали в платное учебное заведение: сначала в школе грамматиста его обучали чтению, письму, счету и рисованию, а затем в школе кифариста он получал литературное и эстетическое образование: учился петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах (одним из любимых была флейта).

14-15-летний подросток переходил в палестру, где занимался физическими упражнениями, овладевал пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Частенько взрослые граждане вели с ним беседы на политические и нравственные темы.

C 15 до 20 лет юноша из зажиточной семьи мог поступить в гимнасий (привилегированное государственное учебное заведение) при условии, что он проявил старание и достиг хороших результатов в обучении. Там он изучал философию, литературу, риторику, музыку, географию — в общем, готовился к управлению государством. В 18 лет юноша переходил в эфебию, где продолжалась его военно-физическая подготовка.

О девченках. Они оставались в родных пенатах и жили на женской половине дома — в гинекее, где их учили читать, писать, играть на музыкальных инструментах, петь и рукодельничать.

Особенность. Древние греки очень любили искусство, в частности, театр, и с его помощью осуществлялось эстетическое воспитание граждан. Ведь в пьесах воспевался образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты.

СПАРТА: мы не ищем легких путей
Идеальный результат: стойкий и закаленный воин, требовательный к себе и другим, беспощадный рабовладелец. Главными качествами спартанца были физическая сила, выносливость и максимальная готовность к жизненным трудностям.

Поскольку Спартанское государство возникло в результате завоевания территории Лаконии дорийскими племенами, которые коренных жителей превратили в своих рабов, то из-за постоянной угрозы восстаний вся Лакония представляла собой военный лагерь. Поэтому молодого гражданина воспитывали таким образом, чтобы он не мог жить сам по себе. Спартанец под началом своего командира должен был отдавать стране всего себя без остатка. Подрастающее поколение рассматривалось в большей мере как воспитанники общества, а не как дети своих родителей, поэтому в программу обучения вошли только те предметы, которые способствовали развитию физических навыков, выдержки и стойкости, а еще грамота и музыка.

Военная направленность воспитания требовала строгой иерархии и беспрекословного подчинения непосредственному начальству. А за ее пределами каждый спартанский мальчик обязан был подчиняться любому взрослому.

В Спарте, как и в Афинах, воспитание проходило поэтапно.
Новорожденного мальчика осматривали старейшины и только если находили, что он здоров, отдавали отцу. Больных и слабых детей, по легенде, бросали в Тайгетскую пропасть (историки же считают, что их не умерщвляли, а воспитывали за пределами спартанской военной общины).

До 7 лет маленький спартанец находился на попечении матери и кормилицы-рабыни. С первых дней жизни малыша никогда (!) не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде, отучали от страха, запирая в темноте на сутки; за капризы и нытье били палкой! Вообще физическое наказание считалось единственно приемлемым.

В 7 лет мальчика забирали из семьи в государственное воспитательное учреждение — агеллу (что-то вроде интерната), где воспитанием руководили педопомы. Ребенка учили бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их физический труд, писать, считать и кратко излагать свои мысли (военная идеология не требовала большой грамотности и употребления сложных фраз). Так что словосочетание «лаконичная речь» родом из Лаконии. А еще мальчика учили хоровому пению, поскольку считалось, что музыка сплачивает воинов, поднимает боевой дух.

С 12 лет подростку не позволялось носить нижнее белье и обувь, даже зимой. Питался он грубой и скудной пищей в общих столовых, спал на камышах, а зимой на чертополохе (считалось, что это растение согревает). Мальчик часто подвергался побоям.

Такие методы закаляли будущего воина: он становился сильным, ловким, выносливым, жестоким, учился приказывать и повиноваться, терпеть лишения.

С 15 до 20 лет юноша должен был опробовать на практике все полученные навыки, предварительно выдержав экзамены. Один из них — показательное сражение, в котором очень многие погибали или становились калеками. Оставшиеся в строю сдавали следующий экзамен — сечение лозами у алтаря Артемиды. Это было публичным испытанием терпения и выносливости, выдержать которое надо было без единого стона (в противном случае вся семья обрекалась на общественное презрение). И только после всего этого молодой воин получал право ношения оружия и несения военной службы. По истечении «пробного года» он становился иреном — помощником воспитателей. В 18 лет юноша проходил специальную военную подготовку в эфебии и только после этого зачислялся в войско.

С 21 года спартанцу уже разрешалось заводить семью, принимать участие в праздниках и совместных трапезах полноправных мужчин, однако он еще не имел других гражданских прав. Лишь с 30 лет спартиаты становились полноправными гражданами и воинами!

О девченках. Они воспитывались дома, однако на первом месте тоже было физическое развитие (бег, прыжки, метание дисков), в котором, надо признать, девчушки не уступали юношам. Также представительницы прекрасного пола осваивали навыки управления рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины охраняли не только домашний очаг, но и город. Уроки танцев и пения тоже имели место — ведь праздников никто не отменял.

Особенность. Подготовка спартанцев чем-то напоминала воспитание послушников в монастыре, только молодые воины учились не молиться, а сражаться, не помогать людям, а воевать с ними.

ФИЛОСОФЫ И ПЕДАГОГИ

Гордость эпохи античности — гениальные философы. А поскольку в тот период педагогика была частью единой науки — философии («колыбели» всех наук), в концепции мыслителей так или иначе присутствовали элементы педагогической теории.

Философ-идеалист Сократ был уверен, что строение мира и природа вещей непознаваемы — человек может познать только себя самого, что и являлось, по мнению Сократа, целью воспитания.

Платон считал, что с младенчества воспитание должно соответствовать интересам двух господствующих групп — философов (управляют) и воинов (охраняют), поскольку две другие группы — ремесленники и земледельцы — их обслуживают. Поэтому физический труд — недостойное дело.

Аристотель — основатель первой в истории возрастной периодизации в педагогической мысли. Он выделил семилетние периоды в развитии ребенка. Так вот, по мнению Аристотеля, идею, как вещество, можно уподобить форме: мрамор и статуя — душа и тело. У души три уровня: растительный (питание и размножение), животный (ощущения и желания), разумный (мышление и познание). Им соответствуют три грани воспитания: физическая, нравственная и умственная. Цель воспитания — развитие всех уровней души, осо- бен-но — разумной. Демокрит считал, что мир материален — состоит из атомов. И душа не исключение. Философ утверждал: становление личности человека зависит от воспитания так же, как от его природы.

ДРЕВНИЙ РИМ

Римские граждане были убеждены в богоизбранности своего народа и в том, что Рим — это высшая ценность. Поэтому
Сильный, волевой, дисциплинированный гражданин и непременно патриот.

В семье непререкаемым авторитетом и властелином был отец — вплоть до права продавать отпрысков в рабство! Мать сама воспитывала детей — к помощи кормилиц прибегали редко.

мальчики и девочки воспитывались вместе. Затем отцы или воспитатели начинали учить мальчиков мужским наукам: ездить верхом, управлять колесницей, владеть оружием.

Мать и другие женщины семьи обучали девочек танцам, пению и рукоделию. Дочка находилась под контролем матери до замужества. В отличие от греческих девчушек, римлянки имели право посещать школу (!).

Римская система образования отличалось от греческой некоторыми «мелочами».

Во-первых, она имела прагматично-практическую направленность. Например, из учебной программы были беспощадно искоренены музыка и пение, ибо считалось, что они «побуждают более мечтать, нежели действовать».

Во-вторых, главной целью римского воспитания и обучения было обеспечить определенную карьеру (военное дело, ораторство).

В-третьих, в римских грамматических школах изучали знаменитые семь свободных искусств, которые впоследствии стали основой традиционного европейского образования: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

В-четвертых, Рим славился школами риторов (ораторов) для состоятельных юношей.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *