Речевые партнёры ребёнка, взрослый и сверстник

В раннем периоде
детства основными партнёрами по общению
для ребёнка являются его родители и
ближайшие родственники. Взрослый сейчас –
самое значимое лицо, от которого малыш
получает такие необходимые знания об этом
мире, о правилах жизни в нём. Основная часть
контактов происходит посредством речевого
общения. Ребёнок впитывает родную речь,
слышимую ежедневно, её правила и нормы, как
губка.

Чем старше
становится ребёнок, тем важнее для него
контакты с другими детьми. Это особая сфера
взаимодействия, в том числе и речевого,
ребёнка с другими людьми, серьёзно
отличающаяся от внутрисемейной. Ребёнок
после четырёх лет, несомненно, предпочитает
сверстника взрослому в качестве партнёра
для игр. Общение между детьми гораздо более
эмоционально, раскованно, оживлено, чем
общение ребёнка с взрослым, и эти
особенности отражаются в речи детей.

Первая
отличительная особенность речевых
контактов со сверстниками в их особенно
яркой эмоциональной насыщенности. Если с
взрослым малыш разговаривает относительно
спокойно, просто, то в общение с другим
ребёнком взрывается криком, кривляниями,
яркими интонациями, визгом, смехом. Таких
речевых и мимических проявлений в общении
дошкольников почти в 10 раз больше, чем в
разговоре малыша с взрослым. Они отражают
ту особую свободу, раскованность,
естественную для общения детей друг с
другом.

Вторая
отличительная особенность детских речевых
контактов заключается в том, что такое
общение часто попирает общепринятые нормы
высказываний, устоявшихся фраз и речевых
оборотов. Если в общении с взрослым ребёнок
старается придерживаться этих рамок, то со
сверстником они трещат, передразнивают
друг друга, выдумывают новые неожиданные
слова и формируют самые непредсказуемые
фразы, сочетания звуков, кривляются, дают
новые названия знакомым предметам, да мало
ли ещё чего делают. Несмотря на внешнюю
бестолковость таких занятий, они несут
глубокий смысл в речевом развитии: создают
посыл и условия для самостоятельно
речевого творчества детей, тогда как
общение с взрослым – это обучение
культурным нормам речевого общения.

Третьей
особенностью является преобладание в
общении дошкольников инициативных
высказываний над ответными. Это означает,
что ребёнок в контакте со сверстником
стремится высказаться в первую очередь сам,
а не выслушать собеседника. Из-за этого
разговоры малышей не бывают долгими – они
говорят каждый о своём наперебой, не слушая
партнёра. Совсем иначе ребёнок относится к
высказываниям взрослого. Инициатива
взрослого чаще поддерживается, есть
желание и готовность отвечать на вопросы,
поддержать разговор, выслушать рассказы,
предложения. В общении с взрослым ребёнок
предпочитает скорее слушать, чем говорить
сам.

Четвертая
особенность заключается в том, что речевое
общение сверстников гораздо богаче
функционально. Ведь если общение с взрослым
ориентировано в основном на получение
новой информации и оценки, то во
взаимодействии со сверстником с помощью
речи решается, куда больший спектр задач.
Нужно и рассказать, как надо или не надо
делать, и вовремя сказать об ошибке,
попытаться заставить сделать, как я хочу, и
вместе решить, во что и как играть, и
сравнить себя с ним, а его с собой,
пофантазировать, притвориться, обучиться
манерничанью и театральным жестам и многое,
многое другое… Такое обилие задач
предполагает необходимость выразить
многое словами – свои чувства, желания,
настроение, требования. В общении со
сверстником ребёнок учится выражать себя,
управлять партнёром, участвовать в
разноплановых контактах.

Интересно узнать,
что в общении со сверстником речь ребёнка
лексически богаче, чем в общении с взрослым,
она более связная и понятная, развёрнутая,
используются более полно и активно
разнообразные речевые средства. Всё дело в
том, что общаться со сверстником труднее в
силу его нечуткости и непонятливости – он
не будет, как мама, догадываться, о чём идёт
речь, чего хочет ребёнок, что ему могло не
понравиться. Взрослый пользуется всем
спектром невербальных сигналов и своей
внимательностью, чтобы понять малыша,
сверстник же делать всего этого не будет.
Тем не менее, сверстник остаётся более
привлекательным партнёром, а это значит,
что ребёнку приходится к нему
приспосабливаться – стараться свои мысли
выразить лучше и понятнее.

В общении с
взрослым ребёнок узнаёт новые слова и
словосочетания, овладевает речевыми
нормами, усваивает правила общения. Но эти
знания могут никак не использоваться
малышом в повседневной жизни, поскольку в
этом нет особой необходимости. Чтобы
пассивные знания заработали активно, нужна
определённая социальная необходимость,
жизненные условия. Общение со сверстником
– нечутким, непонятливым, невнимательным,
но очень интересным – создаёт такие
условия для активного использования всех
речевых инструментов, полученных от
взрослого.

Таким образом, для
полноценного развития речи дошкольника
необходимо общение как с взрослым –
активным партнёром в речевых контактах,
говорящим много и правильно, насыщающим
ребёнка новой информацией и речевыми
инструментами, так и со сверстником –
непонятливым, привлекательным, создающим
условия для активизации всех речевых
достижений, творчества и обучения
множеству социальных ролей.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *