Каждый ребенок, рожденный до 37-й недели беременности, подвержен риску аномалий развития. Чем преждевременнее роды, тем выше риск и серьезнее проблемы. Некоторым может потребоваться специализированная реабилитация.
Каждый недоношенный ребенок, рожденный сегодня в больнице, подвергается серии тестов для определения спектра потенциальных нарушений. В первую очередь контролируют способ дыхания, обмен жидкостей в организме, содержание сахара, кальция и билирубина в крови, а также работу сердца. Однако в зависимости от массы тела при рождении и перинатальных осложнений могут возникать и другие проблемы.
Ребенок не может сосать
У недоношенных детей врожденный синдром сосания грудного молока может плохо координироваться с процессом дыхания. В результате некоторых детей, особенно рожденных до 32 недель беременности, вначале приходится кормить внутрижелудочно, т. е. через зонд, вводимый через нос. У самых маленьких недоношенных детей, еще не способных переваривать молоко, применяют также внутривенное вскармливание. Однако около 34 недель внутриутробной жизни у ребенка обычно развиваются механизмы сосания, глотания и дыхания, и врачи поощряют первые попытки грудного вскармливания. На этом этапе маме может понадобиться профессиональная помощь, чтобы преодолеть первоначальные технические трудности. Недоношенные дети учатся сосать грудь иначе, чем доношенные дети. Часто используется оральная стимуляция соской, которая маленькими шагами приближает ребенка к полноценному сосанию груди. Соответствующий наклон головы, выбор лучшей опоры для сосков или челюстей приносят фантастические результаты. Такую помощь оказывают консультанты по грудному вскармливанию.
Когнитивные расстройства
Нарушения слуха также являются распространенной проблемой у недоношенных детей. После проведения соответствующих тестов педиатры могут рекомендовать неврологическую реабилитацию, которая представляет собой комплексный процесс, включающий стимуляцию отдельных органов чувств наряду с терапией поведенческих и когнитивных процессов. Эти упражнения важны, поскольку, как показывают научные исследования, работа с недоношенными детьми уже на третьем месяце их жизни может оказать положительное влияние на дальнейшее речевое и языковое развитие. В случае со слухом электрическая поддержка часто используется непосредственно в слуховом проходе.
Проблемы со зрением, особенно ретинопатия, чаще всего решаются лазерным методом, но в случае амблиопии, т.е. синдрома ленивого глаза, у детей раннего возраста иногда применяют эффективный метод прикрытия здорового глаза, чтобы заставить менее функционирующий глаз работать. В качестве альтернативы в здоровый глаз закапывают атропин, чтобы заставить мозг обострить другой глаз.
Наконец, бывает и так, что с течением времени у недоношенного ребенка нарушается зрительно-моторная координация или пространственное восприятие. Неврологическая реабилитация в этой области имеет большое значение для будущего функционирования ребенка. У детей старшего возраста чаще всего используются повторяющиеся практические упражнения, но у грудничков более эффективна компьютерная стимуляция — благодаря специальным программам ребенок учится, например, фокусировать взгляд на заданной точке на экране и распознавать цвета.
ДЦП
У недоношенных детей чаще диагностируют детский церебральный паралич, чем у доношенных. Это страшно звучащее имя обычно ставит родителей на колени, но правда в том, что степень расстройства может сильно различаться. В случае самых легких случаев паралич иногда не обнаруживается до 18 лет!
Конечно, бывают и более серьезные случаи. У грудных детей в первую очередь выявляют спастичность, означающую такой повышенный тонус мышц, что они остаются ригидными, что затрудняет движения, например, конечностями. Другие мышцы могут быть слишком дряблыми, что также ограничивает диапазон движений. В этом случае раннее реабилитационное вмешательство особенно важно. В первую очередь родителей обучают специфическим приемам удержания ребенка и пассивным упражнениям, заключающимся в движении конечностей в суставах, особенно тазобедренных, и стимуляции общей моторики. Терапевты также пытаются использовать мануальные техники для борьбы с рефлексами, которые могут привести к развитию дефектов осанки в будущем. Особое внимание уделяется удлинению и вовлечению туловища.
В целом целью реабилитации при ДЦП является улучшение силы, функциональности и координации тела в тесной связи с когнитивными процессами и взаимодействием с окружающей средой.
Интеллектуальное обучение
К сожалению, нарушения развития у младенцев могут выражаться в задержке или ограничении развития навыков, необходимых для успешного участия в школьном обучении, речь идет как о речи, так и о языке, а также способности к концентрации внимания, памяти, пространственной ориентации, распознавании повторяющихся образов. и связывание понятий. Опять же, большинство зависит от родителей и терапевтической поддержки, которую они получают. Стимулировать мозг, который в младенческом возрасте еще чрезвычайно пластичен, можно с помощью веселья, игр, разговоров и простых занятий. В этом контексте все более перспективными выглядят компьютерные приложения, адаптированные к интеллектуальным возможностям ребенка.
Терапевты, наконец, могут научить родителей распознавать сигналы стресса младенцев и уменьшать их с помощью прикосновений, жестов и мультисенсорных техник. Снижение стрессовых ситуаций у недоношенных детей является важным условием успеха реабилитации и поддерживает особо важную связь между матерью и ребенком, в том числе чувство защищенности и удовлетворенности.