Определяем физиологическую готовность ребенка к школе дома самостоятельно

«Мы так много занимались с нашим ребенком, так много делали для его развития. Почему же он плохо учиться?», с таким вопросом часто приходят родители к моим коллегам- психологам на консультацию. И это, действительно проблема, потому что не все занятия с детьми предполагают формирование необходимых для школьников знаний и умений. Например, кто из родителей создает  дома «ситуацию успеха» для своего ребенка? Мало кто. Сегодня, я расскажу как определить готовность ребенка к школе самостоятельно. И вы сами сможете это легко, спокойно (возможно с моей помощью) сделать!

Содержание

  • 1 Компоненты готовности к обучению в школе
  • 1.1      Причины, вызывающие отклонения в развитии нервной системы:
  • 1.2      К этим проблемам прибавляется:
  • 2       Критерии физиологической готовности детей к школьному обучению.
  • 2.1 Уровень физического развития.
  • 2.2 Уровень биологического развития.
  • 2.3 Состояния здоровья.
  • 3 Тест  определения мелкой моторики руки
  • Компоненты готовности к обучению в школе

    Дорогие мамы и папы, в понятие «готовность к обучению в школе» выделяю три взаимосвязанных компонента:

  • Физиологическая готовность.
  • Личностная.
  • Психологическая.
  • Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма и состояния его здоровья. Оценку физической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медицинские работники. Практика показывает, часто болеющие физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, испытывают трудности  в обучении.

    В медицинской карте будущих первоклассников содержится достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребенка: вес, рост,пропорции тела. Но, при этом не указывается состояние нервной системы. А между тем, дети 6-8 лет  40-60% страдают неврозами.

         Причины, вызывающие отклонения в развитии нервной системы:

    1. Тяжелое протекание беременности
    2. Осложненные роды
    3. Заболевание в младенческом возрасте
    4. Травмы и ушибы головы
    5. Стрессовые ситуации (пожар, наводнение, смерть близкого человека, развод родителей), неблагоприятные условия в семье.

         К этим проблемам прибавляется:

    1. нагрузка на весь организм: систематическая работа,
    2. большой обьем информации,
    3.  необходимость длительного сохранения вынужденной позы,
    4. изменения привычного распорядка.

    Справиться ли организм к таким изменениям?

    Психологи доказали, что именно к 7 годам организм ребенка  становится «зрелым» к обучению в школе.

          Критерии физиологической готовности детей к школьному обучению.

    1. Уровень физического развития.

    Определить уровень физического развития поможет вам таблица.

    1. Уровень биологического развития.

    В качестве критериев биологического развития служат – количество прорезавших постоянных зубов.

    1. Состояния здоровья.

    Педагоги определяют, что наибольшую проблему в обучении современных первоклассников  представляет неподготовленность руки к письму.

    Дорогие мамы и папы, я предлагаю вам самостоятельно определить состояние мелкой моторики рук, используя очень простые методы.

    Тест  определения мелкой моторики руки

    Ребенок сидит за столом. Возьмите большой лист бумаги и попросите ребенка положить руки так, чтобы на листе бумаги поместились обе ладошки с разведенными пальчиками. Обведите ладошки на бумаге карандашом. Посмотрите вместе, что у Вас получилось. И попросите ребенка снова положить ладошки на бумагу так, чтобы все линии совпали. Объясните задание.

    Предложите малышу поиграть с пальчиками. Скажите: «Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальчики поднимать не надо».

    Попробуйте – попросите малыша поднять пальчик: «Вот этот подними». Убедитесь, что он правильно понял задание. Теперь начинаем тест. Начните с правой руки: «Подними этот пальчик. А теперь вот этот». Последовательность движений: 5-1-2-4-3 (где 1 это большой пальчик, а 5 это мизинчик).

    Затем в той же последовательности сделайте задание на левой руке. Затем повторите на правой. И снова на левой.

    Таким образом, каждая рука выполнит задание два раза! А теперь главное – за чем надо следить при выполнении этого задания. Когда малыш будет стараться поднимать один пальчик, то непроизвольно будут подниматься и другие. Он этого не хочет, но у него так получается! Эти лишние движения называются синкинезиями.

    Такие лишние движения возникают, когда движения пальчиков недостаточно дифференцированы, и поэтому включаются ненужные для этого движения мышцы. Когда Вы видите синкинезии, то рисуйте каждую из них стрелочкой на бумаге, проводя линию от нужного пальчика к «ненужному, лишнему» для этого движения.

    В результате на бумаге у Вас будут к концу задания контуры ладошек и нарисованные линии лишних движений. Одно лишнее движение – это одна стрелочка.

    Как узнать результаты теста: 1) Считаем среднее количество стрелочек для каждой руки, т.е. среднее количество лишних движений.

    Например, на правой ладошке у нас нарисовано 6 стрелочек, а задание мы проводили два раза. Поэтому 6:2 = 3. Т.е. среднее количество лишних движений пальчиками на правой руке равно 3. Аналогично подсчитываем лишние движения пальчиками на левой руке – например, у нас нарисовано 8 стрелочек. 8: 2=4. Среднее количество лишних движений – 4. 2) Складываем получившиеся цифры. 3 ( на правой руке) + 4 (на левой руке) = 7. Что нам скажут эти результаты: Какая ведущая рука у ребенка. Ведущая рука – это та рука, где лучше развита дифференциация движений пальчиков, и где меньше лишних движений пальчиками. В нашем примере – это правая рука. Каков уровень развития тонких движений и их дифференциации у ребенка. Примерные возрастные нормы (общего среднего количества лишних движений): в 6 лет – 9, в 7 лет 6, в 8 лет – 5, в 9 лет – 3. Для нашего примера: у нас получилась цифра 7. Для шестилетнего ребенка это хороший результат.

    А вот если бы ребенку уже было бы 7 лет, то результат слишком низкий, т.е. у данного ребенка движения пальчиков развиты недостаточно. Теперь, наверное, понятно, почему дети, которые учатся играть на фортепиано и других музыкальных инструментах, часто намного более развиты, чем сверстники? Ведь они упражняются постоянно и фактически постоянно делают пальчиковую гимнастику и развивают этим не только свои музыкальные способности, но и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию, и мышление!

    Дорогие мамы и папы! Проведите тест.  И найдите в этом плюсы:

    1. Вы увидите состояние мелкой моторики на сегодняшний день, наметите цель: что развивать.
    2. Вы попробуете себя в роли психолога. А может станете для своего ребенка личным психологом!

    Я вам желаю удачи, коллега! Будьте здоровы и счастливы. Таша.

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.