О том, как важно говорить с ребенком

С первого дня
жизни между матерью и ребенком не
прекращается общение. Мать общается с
ребенком посредством голоса, взглядов и
прикосновений. Ухаживая за ребенком
физически, мать обогащает его и
психологическим опытом, удовлетворяя его
физические надобности, она выражает
ребенку свои чувства. Мать склонна
инстинктивно говорить с младенцем не
только потому, что это привычный для
взрослых вид общения, но и потому, что
голосом она преодолевает дистанцию. Когда
она говорит, у ребенка возникает ощущение,
что его держат на руках, даже если на самом
деле это не так. Разговаривая с ребенком,
мать нередко выражает словами то, что он в
этот момент, скорее всего чувствует, или
называет то, на что он смотрит. Некоторые
матери делают это чаще других, но в течении
дня жизненно необходимо разговаривать с
ребенком в любой форме, если вы хотите,
чтобы он приучился узнавать звуки и, позже,
слова.

В раннем
младенчестве ребенок тоже общается с
матерью, но по-своему. Он смотрит на нее,
пока ест, когда она к нему обращается, он
разводит ручками или тянется к ней. Он
поворачивает голову к материнской груди,
чувствуя тепло и ее запах, и энергия, с
которой он сосет молоко или трогает одежду,
говорит об удовольствии, которое он
испытывает от близости с матерью. Но,
конечно, самым действенным и неотложным
способом обратиться к матери остается плач
или крик, извещающий о том, что ему больно
или неуютно. Иногда интуитивно, иногда
путем проб и ошибок, матери быстро
научаются различать, от чего плачет ребенок.

К концу первого
года жизни, по мере того, как ребенок
становится более независимым, он все больше
старается повторить звуки и слова, которые
говорит ему мать. Способность к этому
вытекает не только из естественной
потребности установить контакт, но и из
опыта прислушивания к материнской речи.
Сначала ребенок наслаждается тем, что
издает звуки и слоги, а мать повторяет за
ним, помогая выговаривать их более ясно.
Первые слова обычно мама, папа,
баба, а позже к ним добавляется
важное слово нет.

Мама, папа,
баба самые значительные для ребенка
слова получаются из привычных для него
звуков. Какие слова ребенок выучит дальше,
зависит от его окружения и интересов семьи.
Дети очень различаются по тому, когда и с
какой скоростью они начинают учиться
говорить. Один ребенок может быстренько
накопить обширный словарный запас, в то
время как другого больше интересуют то, что
происходит вокруг, и он будет неохотно
отказываться от младенческих способов
общения. Если ваш ребенок энергичен и
интересуется всем подряд, нет никакой
необходимости беспокоиться, что к нему
медленно приходят слова, это вопрос
времени.

Годовалый ребенок
постепенно учится что-то для себя просить,
указывать, что он хочет, чаще словами, чем
сигналами и жестами, но сначала все это
сложно разделить, и слова составляют лишь
часть всего общения. Часто ситуация говорит
сама за себя, или достаточно интонации
материнского голоса, и слова не играют
определяющей роли. Из этих безошибочных
ситуаций ребенок выуживает и выучивает
соответствующие слова. Матери в разговоре с
ребенком часто приходится использовать
одно слово или фразу, произнося их
отчетливо и ясно, однако можно говорить и
предложениями, иначе ребенок будет
воспринимать слова расплывчато и
разрознено. Опять же, некоторые матери
начинают разговаривать с ребенком очень
рано, хотя и знают, что он еще не понимает
слов. Мать рассказывает ему, что она делает,
готовя ему пищу, или что они будут делать,
когда она оденет его, или что их ждет по
возвращении с прогулки. Слушая все это,
ребенок привыкает к звукам и словам вкупе с
приятным чувством уверенности и
вовлеченности в происходящее. Эти
переживания обогащают также интонациями и
тембром материнского голоса, позже ребенок
применит этот опыт, когда сам начнет
составлять предложения. Родителей ждет
настоящее открытие, когда они услышат в
голосе ребенка собственные интонации.

Детские стишки и
игры на пальчиках или ладошках, типа Ладушки-ладушки,
Сорока-ворона бесценны по своему
значению и доставляют ребенку огромное
удовольствие. Малыш узнает слова из их
неоднократного повтора и вместе с этим
переживает приятный близкий физический
контакт с матерью или отцом.
Вместе с речью развивается и способность
рассуждать, устанавливать связи,
предугадывать события и действия.

Это приводит нас к
одному из самых важных факторов в обучении
ребенка языку. Ребенок не может сам
перенять язык от своего взрослого
окружения. Второй стороной в этом процессе
выступает мать, или другие члены семьи,
которые обращаются к ребенку и слушают его
ответы.

Воспитанники
интернатов и детских домов, у которых нет
заинтересованной матери или няни, готовой
тратить время и внимание на то, чтобы
слушать их лепет, отличаются скудным
словарным запасом. В больших семьях у
малышей тоже бывает плохо с речью, несмотря
на то, что вокруг разговаривают, и даже
слишком много, но ни у кого не находится
времени и желания поговорить с ребенком и
спокойно выслушать, что же он пытается
сказать. Потуги ребенка объясниться
теряются в общем гаме. В больших семьях, где
много старших братьев и сестер, развивается
другая привычка предугадывать и выполнять
просьбы ребенка раньше, чем он успеет
потрудиться, чтобы их сформулировать.

Тихо посидеть с
ребенком над книжкой с картинками, например,
вечером, перед тем, как уложить спать, один
из лучших способов познакомить малыша с
новыми словами, вместе с тем обогатив его
опыт. Поначалу ребенку нравится слушать,
как мать или отец говорят о том, что
изображено на картинке, а затем ему самому
захочется произнести эти слова. Ребенок,
который научился, глядя на изображение, к
примеру, чашки, представлять ее и думать о
ней, в интеллектуальном смысле далеко
шагнул от младенца , который мог думать
только о том, что находится прямо перед ним.
Сидя на коленях у отца или матери, или рядом
с ними, после утомительного дня, ребенок
расслабляется и обучение у него
ассоциируется с чувством взаимного
удовольствия и спокойствия….

Чрезвычайно важно,
чтобы ребенок мог выяснить свои
способности и возможности. Для этого к нему
надо прислушиваться и воспринимать его нет
как можно более серьезно. Если его
естественную в этот период склонность
говорить нет не уважают, он может
стать либо излишне покорным, потому что
отчаянно нуждается в любви и одобрении
родителей, либо чрезвычайно упрямым и
своевольным. Большинство родителей, если их
спросить, согласились бы с тем, что хотят,
чтобы их ребенок рос со своим собственным
мнением, а не подчинялся рабски тому, что
скажут другие. Нет неизбежно
содержит агрессию и неприятие, и на этой
критической стадии ребенку нужно
попрактиковаться в выражении этих чувств
без риска быть наказанным или
почувствовать себя капризным. Если ребенок
в целом ощущает, что его уважают,
прислушиваются к его мнению и желанию что-то
сделать самому и не торопят, он быстрее
научится справляться в условиях спешки.
Подобным же образом, если его в разумных
пределах обеспечивают свободой изучать и
проверять вещи на прочность, он легче
подчинится правилам и запрещениям, когда
это будет необходимо.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *