Найди свою богиню. Древнегреческие мифы как учебник психологии

Интерес к
мотивам человеческих поступков возник не
вчера. Только если нынешние психологи пишут
об открытиях языком научных статей, то
древние мудрецы формулировали свои выводы
в виде мифов, сказок, легенд и преданий.
Фактически сборник мифов это первый
учебник психологии. Нужно только научиться
его читать.

Основа
мифа душа человека

Мы любим тесты.
Приятно узнать о себе, что ты за человек. Мы
знаем, что существуют экстраверты и
интроверты, есть четыре типа темпераментов,
соционические портреты и много-много
других классификаций. Так почему бы не
попытаться определить, на какого
древнегреческого бога или богиню вы похожи?

Почему именно
древнегреческого? Ну, во-первых, греческая
мифология богата разнообразными сюжетами и
типами характеров. Во-вторых, она давно уже
перестала быть собственностью греков,
превратившись в достояние всех людей
европейской культуры.

И, наконец, главный
резон. Исследовать человеческую личность
можно, в принципе, по любым мифам
древнеславянским, скандинавским или мифам
индейцев племени майя. Потому что основа у
них одна душа человеческая. Психические
процессы, происходящие в ней, получили своё
отражение в виде образов, который
швейцарский психолог Карл Гюстав Юнг
назвал архетипами коллективного
бессознательного.

Попробую вкратце
объяснить, что такое архетип. Наша
личность, опыт и представления о жизни, по
мнению последователей Юнга,состоят из трёх
слоёв. Первый это личный опыт конкретного
человека. Второй, более глубокий слой опыт
его народа, культуры, в которой он рос и
воспитывался. И, наконец, третий, самый
глубокий образы, единые для всего
человечества, понятные бушмену, эскимосу и
европейцу, отражающие базовые черты
человеческой личности. Именно
архитипические образы лежат в основе
любого мифа.

Откуда берутся эти
образы? Этого не знает никто. Самое простое
объяснение они передаются нам в раннем
детстве, через сказки, колыбельные и
народные легенды. Психотерапевт Л.Сонди
считал, что они записаны в наших
генах. Есть и теория, по которой общие для
всего человечества образы содержатся в
иформационном поле Земли. Ни одна из этих
теорий пока не подтверждена.

Но раз похождения
и приключения мифических богов и героев
это отражение тех бурь, которые бушуют в
нашей душе, почему бы не попробовать
использовать миф как инструмент
самопознания?

Комментариий
психолога:
Не так
давно я прочитала книгу американского
психиатра Джин Шиноды Болен Богини в
каждой женщине и поняла, насколько это
великолепный инструмент для самоанализа.
Семь величественных образов, семь богинь и
каждая из них отражает ту или иную сторону
женской личности. В каждой женщине, в
принципе, присутствуют все семь, но какая-то
из богинь для нас обязательно является
главной на определённом этапе жизни. Она
может мирно уживаться с другими, а может и
конфликтовать с ними. Найдя свою
богиню, проанализировав присущие ей
сильные и слабые стороны, каждая женщина
сможет лучше понимать желания и мотивы
своих поступков. И не думайте, что это
интересно только женщинам мужчинам
нелишне узнать, к какому типу относится их
спутница жизни, а значит, какого мужчину она
хочет видеть рядом.

Американская
исследовательница поделила шестерых
древнегреческих героинь на две группы: три
богини-девственницы и три уязвимые богинию
Можно сказать, что первые живут умом, вторые
сердцем. Особняком стоит седьмая
Афродита, богиня любви, олицетворяющая
жизнь чувств.

Жизнь
ума: Артемида, Афина, Гестия

Артемида
греческая богиня охоты и лун. Собрав вокруг
себя прекрасных нимф, она охотлась в лесах,
защищая мать, брата и любимых подруг,
жестоко мстя обидчикам и восстанавливая
справедливость. Она метко стреляла и
однажды случайно подстрелила охотника
Ориона, которого любила.

Афина богиня
мудрости и ремесел. Согласно мифу, Афина
родилась уже взрослой женщиной из головы
своего отца и осталась навечно связанной с
ним. Афина великий стратег и воин,
покровительница героев и мастеров, живущая
жизнью ума, а не чувств. Семейные узы не для
неё она дала обет безбрачия.

Гестия старшая
сестра Зевса, по собственной воле
оставшаяся девственницей. Отвергнув
притязания Посейдона и Аполлона, она взамен
получила возможность навечно остаться
богиней домашнего очага. Её редко
изображали в человеческом облике
воплощением Гестии было пламя очага.

Комментарий
психолога:
Эти три богини
особенно сильны в женщинах, предпочитающих
жить головой, а не сердцем и чувствами. В
этом их сильные и слабые стороны. С одной
стороны, они воплощают в себе женскую
независимость, ум, логику,
самостоятельность и самодостаточность. С
другой не способны к сильной
эмоциональной привязанности.

Женщины-Артемиды
настойчивы, активно добиваются
поставленных целей, бесстрашно исследуют
мир, работа для них главное. У них очень
сильно развито чувство справедливости. Что
касается семьи, в реальной жизни такие
женщины редко остаются девственницами. Но
близкие отношения для них, скорее, ещё одна
возможность получить новый опыт, а не
подлинное стремление к душевной близости.
Впрочем, из Артемиды может получиться
неплохая жена и мать. С мужем её связывают,
как правило, братские отношения. Не
испытывая особого желания иметь детей, если
всё-таки рожает их, то становится хорошим
другом и защитником, поощряя их
независимость.

Афина логик,
умеющий в любой ситуации не поддаваться
эмоциям. в рабочих делах она предпочитает
всё планировать заранее и обычно
добивается больших успехов. Женщина, в
которой силён архетип Афины, предпочитает
мужчин-победителей умных, успешных,
влиятельных, становясь им незаменимой
помощницей как в работе, так и в семейной
жизни. Секс, вцелом, её мало интересует: она
занимается им потому, что он полезен для
здоровья, да и вообще так положено.
Детей она любит как только те
повзрослеют настолько, чтобы с ними можно
было разговаривать как с равными, малыши не
вызывают в ней никакого умиления.

Гестия самая домашняя
из трёх богинь-девственниц. Не зря она была
богиней домашнего очага. Женщины, в которых
сильна Гестия тихие, спокойные и
самодостаточные. Для них главное покой.
Они углублены в себя, и хотя подчас
производят впечатление очень домашних
и даже зависимых, на самом деле живут
интенсивной и глубокой духовной жизнью.
Сочетание внутренней независимости, чувства
дома, стремления к покою и полного
отсутствия честолюбия делают женщин-Гестий
идеальными жёнами и матерями, которые
предпочитают традиционное распределение
ролей в семье.

Для того, чтобы жить
полной жизнью, все эти три типа женщин
должны научиться строить эмоциональные
отношения с людьми. Другими словами, найти в
себе богинь, живущих жизнью сердца и
попробовать с ними договориться.

Жизнь
сердца: Гера, Деметра, Персефона

Гера богиня брака
и жена Зевса, верховного олимпийского бога.
Когда Зевс впервы начал делать юной Гере
неприличные предложения, она твёрдо
ответила ему: Без штампа в паспорте ни-ни!
Ну, или что-то подобное. Зевс согласился
жениться, прожил с супругой в любви и
согласии 300 лет, а потом начал изменять ей
направо и налево. Гера злилась, насылая на
избранниц Зевса всевозможные бедствия,
превращая их в животных и неодушевлённые
предметы. Но напрасно божественный супруг
продолжал наставлять ей рога.

Две другие зависимые
богини Деметра и Персефона были
матерью и дочерью. Если Гера была седьмой и
последней женой Зевса, то Деметра,
почитаемая всеми богиня плодородия, успела
побывать за ним замужем немного ранее. От
этого брака и родилась Персефона. Однажды
девушка гуляла по лугу, и её похитил бог
подземного царства Гадес. Когда Зевс
вытащил дочь из подземного царства,
оказалось, что коварный Гадес успел
насильно скормить ей несколько гранатовых
зёрнышек. Из-за этого Персефона сможет
проводить с матерью две трети года, а
остальное время она должна быть с мужем.

Комментарий
психолога:
Роли этих
богинь определены чётко: жена, мать и дочь. А
уязвимыми они были названы потому,
что олицетворяют желания женщин иметь
близкие душевные связи и привязанности. За
что и страдают нарушение этих связей
причиняет им душевную боль.

Гера женщина,
которая венцом своей жизни считает
замужество, а мужа видит главной фигурой
своей жизни. Она мечтает о браке с детства,
выскакивает замуж ещё девушкой (во всех
смыслах этого слова), а потом всю жизнь
считает, что замужняя дама стоит в глазах
общества выше там всяких старых дев и
разведёнок только потому, что у неё есть
штамп в паспорте. И получает за это:
настоящая Гера готова терпеть измены и
свинское поведение мужа, чтобы не потерять
этот драгоценный штамп. Несмотря на то, что
семья для неё превыше всего, Гера, как
правило, неважная мать: дети для неё всего
лишь ещё одно средство привязать к себе
обожаемого супруга.

Деметра это Мать с
большой буквы. Когда в женщине проспается
непреодолимое желание иметь ребёнка, когда
её сердце сжимается от умиления при виде
малыша это Деметра в ней говорит. Женщины-Деметры
становятся не только прекрасными матерями
своим детям: желание опекать, окружать
любовью, дарить душевное тепло делает их
замечательными воспитателями и опекунами.
И очень хорошими жёнами для мужчин,
которые ищут в супруге, прежде всего,
заботливую мать.

Но если женщина-Деметра
остаётся бесплодной, или если дети
вырастают и покидают её, для неё это
становится настоящей трагедией.

Персефона самая
бесхребетная из уязвимых богинь.
Юное податливое создание, которое
безропотно покоряется воле других людей.
Такие женщины очень нравятся мужчинам,
которые не уверены в себе и поэтому
побаиваются женщин с характером. А у
Персефоны характера нет вовсе. Замуж она
идёт, потому что её берут, и полностью
подстраивается под партнёра. Правда, ей
порой трудно бывает понять, кого лучше
слушать мужа или маму. Работник из неё, в
общем, никакой: она не может справляться с
работой, требующей хоть малой доли
самостоятельности. Персефоны часто порхают
с одной работы на другую, ища неизвестно
чего. Матери они неважные: бывает так, что их
дети, обладающие более сильным характером,
слегка повзрослев, сами начинают опекать
свою инфантильную мамочку-малютку. Но есть
в женщине-Персефоне, безусловно,
положительное качество чтобы
подстраиваться под другого человека, нужно
уметь его понимать.

Жизнь
чувств: Афродита

Афродита богиня
любви и красоты, рождённая из морской пены
уже взрослой. Эта прекраснейшая из богинь
выбрала себе в мужья хромого Гефеста. Их
брак был бездетным, но у самой Афродиты было
множество детей как от богов, так и от
простых смертных. Афродита
поровительствовала и чужой любви услышав
обращённые к ней мольбы скульптора
Пигмалиона, она превратила статую в
прекрасную девушку.

Кооментарий
психолога:
Афродита
это не только воплощение женской
сексуальности, но и символ творческого
начала. Она свободна в своём выборе, как
богини-девственницы, и способна полностью
отдаваться чувствам, как уязвимые богини.

Женщины-Афродиты
очень творческие личности. И работу они
выбирают себе исключительно творческую.
Деньги при выборе работы для неё вещь
второстепенная. Кроме того, они очень
наделены тем, что называют половым
притяжением. Даже внешне неприметная
женщина, в которой силён архетип Афродиты,
кажется мужчинам неотразимой. Но брак с ней
может быть рискованным предприятием редко
какая женщина-Афродита моет остаться
верной своему супругу. Её восхищаю и
привлекают другие мужчины и она смело идёт
навстречу своим желаниям. Афродита
очаровательная, но непоследователная мать.
Она очень любит детей, восхищается ими, и
они это чувствуют. Но если дети получают от
матери-Афродиты понимание, то дать им
чувство защищённости она врядли может.

Какая бы богиня ни
была главной в нашем личном пантеоне богов,
Афродита есть во всех нас.

Как
отыскать свою богиню?

Идеи носятся в
воздухе. Когда я дописала материал, решила
заглянуть в поисках новостей на сайт одной
популярной газеты. И что же? Там я
обнаружила тест Какая ты богиня?
Ответила на пять простых вопросов и Ты
типичная Артемида. Или Персефона. Правда,
богинь там было всего пять. Да и тест мне
показался, мягко говоря, сомнительным. Как
же найти свою богиню?

Комментарий
психолога:
В чём смысл
поисков своей богини? Научиться понимать
себя и действовать в согласии с внутренними
побуждениями, а не с ожиданиями общества.
Раньше в обществе считались допустимыми
только три роли жены, матери, дочери. И если
в вас, вопреки стереотипам, был силён образ
любвеобильной Афродиты или Артемиды-охотницы,
то эти душевные проявления нужно было
безжалостно подавлять, испытывая
дискомфорт между своими желаниями и
требованиями общества. Смысл в том, чтобы
принять себя, а не переделывать. Какое тебе
дело до того, что принято? Вот, скажем,
принято выбирать в мужья успешных мужчин.
Но на самом деле всего две категории женщин
(Афины и Геры) нуждаются в победителях.
Остальные нет. Зачем же насиловать себя и
человека, находящегося рядом?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *