Мать или кто?

Кормилец, утешитель, проводник и друг. Мама – это целый мир для маленького ребенка. Вот как мы относимся к материнству сегодня. Всегда ли так было? Не обязательно. Определения менялись по мере развития западной цивилизации, балансируя между сменяющими друг друга крайними понятиями.

Под социологическим увеличительным стеклом

Материнство в настоящее время является предметом научных исследований. Насколько серьезна эта тема, видно, например, после того, как 28 сентября 2012 года на кафедре педагогики гуманитарного факультета Гуманитарно-гуманитарного университета пройдет конференция «Материнство в 21 веке». Журналистика в Познани. Темой станет социологический анализ образа современной матери.

Современное давление быть «идеальной матерью», т.е. сфокусированной на своем ребенке и обеспечить ему наилучшие условия для развития, — очень современная тенденция. На протяжении всей истории человечества представления о материнстве развивались и принимали различные формы. Не всегда к ребенку относились с должным уважением, иногда даже сомневались, что он уже человек. Однако это не будет сказка о железном волке. Было много причин, по которым семейные отношения раньше отличались от сегодняшних. Мы также создаем собственное определение материнства, которое, вероятно, не будет длиться вечно.

Ребенок как собственность

В Древней Греции и Риме семья представляла собой группу, возглавляемую отцом. На протяжении всей жизни женщина имела статус несовершеннолетней и с ней обращались как с ребенком, т.е. как с представителем низшего вида. Христианство придавало матери статус спутницы жизни, а не рабыни, и подчеркивало равенство между супругами. На деле, конечно, все было не так радужно. Хотя в Средние века власть отца ослабла, даже в 13 веке отец мог без последствий бить своего ребенка, но уже зарождались институты, которые все больше и больше вмешивались в семейные дела (до сих пор идет дискуссия о том, где это вмешательство должно идти). Росло и значение мнения матери. В 14 веке произошел радикальный регресс. Под влиянием абсолютизма права матери уменьшились, а власть отца вновь возросла. Позже положение в богатых семьях улучшилось, в более бедных кругах муж сохранял за собой право наказывать жену и безжалостно решать судьбу ребенка (только в 19 веке мать становилась юридической ответственностью за ребенка, если с ним что-то случилось). Однако до 18 века ребенок считался обузой. Родители не понимали его вечных претензий и детского поведения, не видели причин, по которым они должны уделять детям заботу и внимание.

В 1762 году Жан-Жак Руссо опубликовал новаторское произведение «Эмиль», дидактическую поэму, в которой он предложил новый тип семьи, основанный на любви. Он подчеркивал, что семья является древнейшей и единственно естественной общностью всех сообществ. Хотя он стал смотреть и на ребенка, и на родственные связи, женщина осталась для него существом, существующим только по отношению к мужчине.

грудь смотреть

До рубежа 18 и 19 веков матери редко кормили своих детей грудью. Грудное вскармливание считалось вредным и неуместным. Мужья жаловались, что это занятие ограничивает их удовольствие и представляет собой посягательство на их сексуальные права. Некоторые чувствовали отвращение к своим кормящим женам. Для этих мужей кормление было синонимом нечистоты, противоядием от похоти.

Богатые часто пользовались услугами платных кормилиц (по-видимому, первое агентство в этой области действовало уже в 13 веке), хотя это была популярная форма ухода и в других слоях. Дети оставались с кормилицей до 4 лет. Что с ними случилось, никого не интересовало. Когда они вернулись домой, следующие три года о них заботилась няня. Затем мальчиков поручали наставнику, т. е. учителю. В конце концов, богатые потомки семей пошли в школу. На самом деле дети совсем не знали своих родителей. Они, напротив, считали естественным отдавать детей на воспитание, не проявляя к ним особого интереса. Это не было свидетельством холодности. До 18 века семьи были просто очень большими и детская смертность была высокой. Если бы мать была привязана к каждому ребенку и случилось бы, что он умер, она была в отчаянии и не могла позаботиться о своей семье. Кроме того, материнская любовь, которую сегодня трудно себе представить, не являлась в то время социальной и нравственной ценностью.

Ребенок как хорошо

В 18 веке ребенка называли poupart, что означает «ребенок», но его также можно понимать как «куклу». Родители стали обращать внимание на ребенка, но воспринимали его как игрушку, которая доставляла им удовольствие. Благополучие ребенка для них не имело значения. Это было существо без личности. Никто не говорил о жестоком обращении с детьми и необходимости беречь их неокрепшую психику. Лишь XIX век внес в это отношение коренные изменения. Образ матери изменился. Рядом появились слова «любовь» и «материнство». Ребенок как возможный будущий солдат стал важен и для государства, которое, желая сохранить свою власть, пыталось помочь нуждающимся матерям. С другой стороны, от женщин стали требовать подавления эгоизма в пользу детей. Которая, как известно, достигла крайней фазы в последующие века.

Уже в конце восемнадцатого века возникает мода на грудное вскармливание. Функция платной медсестры исчезает. Женщины напоминают себе, что грудь нужна в основном для кормления, а не для того, чтобы доставлять удовольствие супругу и удовлетворять тщеславие. Это снижает младенческую смертность. Видение материнства снова принимает крайнюю форму – теперь женщина сравнивается с женщиной. Идеальная мать не должна иметь никаких интересов или амбиций и быть свободной от всех страстей.

Важно, чтобы ребенок перестал заворачиваться в так называемые пеленки, т. е. полоски полотна, которыми раньше заворачивали младенцев в плотный кокон. Освобожденный ребенок начал телесно контактировать со своей матерью. Ухоженный и чистый, он становится живым доказательством материнской любви, которое начинает приниматься в обществе и прославляться. Новоиспеченная мама начинает все чаще обращаться за медицинской помощью. Она наблюдает за своим ребенком, меняя строгость на нежность.

От курицы до феминистки

Требования к матери возрастают. В XIX веке считалось, что помимо заботы и воспитания мать должна давать своим детям интеллектуальное образование. Материнство начинает восприниматься как священство, опыт, в котором боль и страдание неизбежны. Тогда в нашей стране рождается миф о польской Матери – терпеливой, готовой на жертвы и безоговорочно любящей своих детей.

Разумеется, и это понятие достигает своего апогея — в 20 веке материнство обсуждается только с точки зрения страданий и жертв. Женщина создана только для того, чтобы быть матерью. Отсутствие любви к ребенку считалось (и считается) непростительным преступлением.

В 20 веке именно мать становится главным человеком в семье. Большой вклад в эту трансформацию вносит Зигмунд Фрейд, создатель теории матери по своей природе готовой на жертвы, привыкшей жертвовать собой. После Второй мировой войны американские женщины, в частности, «запрограммированы на то, чтобы стать преданными матерями и домохозяйками» (Бети Фридан, «La Femme Mestifiee»). Общественная реакция не заставила себя долго ждать. В 1960-х годах возникло феминистское движение, целью которого было подвергнуть сомнению основы фрейдовской концепции женственности.

Женщины идут работать вместо того, чтобы нянчиться с детьми. Следующие десятилетия приносят дальнейшие изменения. 21 век — особенно сложное время, потому что женщина сталкивается с проблемой одновременного выполнения многих социальных ролей. Стереотипные роли преданной польской матери, борющейся феминистки и успешной бизнесвумен смешиваются в нас, как в плавильном котле. Может ли все это поместиться в одном человеке?
К счастью, все больше и больше полей переходят к мужчинам, которые, наконец, активно заботятся о своих детях (и это вознаграждается обществом), тем самым закладывая основы для более гармоничного видения семьи.

Все мамы создают современный образ материнства. Каким он будет, зависит от нас.

Моника Кусия

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх