Когда идти к логопеду?

В старшей группе
детского сада, куда ходит мой сын, половина
детей говорит так, что понять их могут лишь
родители. «Как же они будут учиться, ведь
через год им в школу?» всякий раз
недоумеваю я, слыша невнятную речь
пятилеток.

СКОЛЬКО МОЖНО КАРТАВИТЬ?

Если речь не
выправится, плохо будут учиться, говорит
сотрудник лаборатории содержания и методов
обучения детей с трудностями обучения
Института коррекционной педагогики РАО,
кандидат педагогических наук Валентина
Алексеевна Киселева. Трудности в письме и
чтении практически обеспечены. 4,5 5 лет
это критический возраст, до которого
ребенок имеет право на «коверканье» слов.
Потому что до этого возраста еще идет
формирование звукового строя речи и
ребенок как бы пробует разные варианты
звукопроизношения.

Он может неправильно произносить шипящие
звуки, у него нет звука «р», не совсем четко
произносит твердый «л». Большинство детей к
4 5 годам самостоятельно компенсируют свои
речевые ошибки.

Если же ребенок
так и не научился правильно говорить, идите
к логопеду. Причем сделать это лучше не за
неделю до 1 сентября, а задолго до него,
чтобы было достаточно времени для
корректирующих занятий.

НУЖНА ПОМОЩЬ
СПЕЦИАЛИСТА:

Если в 2 3 года
ребенок не различает звуки, а потому
взаимозаменяет их. Например, говорит «сапка»
вместо «шапка», но «шобака» вместо «собака».

Если к 3 4 годам
ребенок не слышит слоги в слове. Он может
коверкать его до неузнаваемости, но и в его
«версии» оно должно состоять из
правильного количества слогов. Ведь
гласные это основа слова, его ритмика. И
нарушение слоговых структур сигнал того,
что ребенок не слышит ритм слова.

Если ребенок
говорит в нос. Такой «прононс» не всегда
связан с аденоидами. Поднесите зеркальце к
носу ребенка, и пусть он что-нибудь скажет.
От дыхания зеркальце может слегка запотеть.
Но если запотевание пойдет активно, значит,
струя воздуха идет через рот. А ведь наша
речь предполагает носовое дыхание.

ЧТО НЕОБХОДИМО УМЕТЬ К ШКОЛЕ?

К 6 годам ребенок
должен знать все многообразие бытовых
предметов: посуды, мебели, одежды. К
сожалению, сегодня все чаще случается, что
без малого первоклассник может впервые от
логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг»
или «сарафан». Так что совет постоянно
общаться с ребенком по-прежнему актуален.
Ведь даже чрезмерно деловым папе и маме нет
нужды специально высвобождать время для
разговора с дитем. Просто рассказывайте ему,
как вы варите борщ, как меняете колесо в
машине, как работаете на компьютере и т. д.
Все это поможет малышу активно пополнять
словарный запас.

Если же новые слова запоминаются с трудом,
если ребенок не в состоянии выучить ни одно
стихотворение это тоже повод обратиться к
логопеду.
К 5 годам ребенок должен уметь правильно
согласовывать слова в роде и числе, а к 6 и в
падеже. Он должен уметь образовывать и
видоизменять слова, составлять предложения,
правильно пользоваться предлогами, не
путая их. И перед школой четко знать «право
лево», вчера сегодня.
Незнание подобных вещей говорит о том, что у
ребенка нарушены зрительное восприятие и
оптико-пространственные отношения. Что это
значит?

Представьте себе какую-нибудь картину, мы
воспринимаем ее сперва целиком и лишь потом
вдаемся в детали. У детей же фрагментарное
восприятие, они видят картину по кусочкам и
лишь потом складывают в единое целое. Но к 6
годам восприятие должно «повзрослеть» и
стать целостным. Проверить это можно таким
образом.

Нарисуйте ребенку картинку с массой
подробностей. Домик с окошками, в одном есть
занавеска, в другом нет. Забор: справа
грушевые деревья, слева яблони. Из трубы
идет дым. В левом углу солнце, в правом
птицы и т. д. И пусть ребенок перерисует эту
картину в точности. Не так и важно,
насколько хорошо будет все нарисовано,
важно, насколько точно. Если он деревья
поменял местами или не увидел занавески
значит, он не замечает детали и зрительное
восприятие нарушено.
В пространственных значениях: право лево,
верх низ и т. д. шестилетка уже легко
разбирается сам. Но если даже после
тщательных тренировок он путает эти
понятия так же, как вчера завтра, придется
прибегнуть к специальным упражнениям,
которые подскажет логопед.

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

И все же до школы
еще целое лето. Вполне достаточно, чтобы
скорректировать речь будущего
первоклассника, а может, и полностью
исправить ее. Упражнения, которые
предложила В. А. Чистякова, полезно делать и
малышам для профилактики логопедических
проблем.

Чтобы у ребенка
была красивая грамотная речь, ему
необходимо полноценно владеть своим телом.
Мы часто увлекаемся развивающими занятиями
для головы и совсем забываем про тело.

А ведь плавание
задействует абсолютно все мышцы,
заставляет их работать, при этом
корректирует мышечный тонус все это «выравнивает»
неврологию. Такие виды борьбы, как ушу,
айкидо, помогают правильной постановке
дыхания. А танцы развивают чувство ритма
фундамент фонетики. Кстати, для этих же
целей поиграйте с ребенком в различение
бытовых шумов. Пусть он на слух определяет
звуки работающего миксера, закрывающейся
двери холодильника, чирканье спички и т. д.

Не забывайте о мелкой моторике: массаж
пальчиков и самомассаж разогревание своих
ладошек.

Спрячьте в
кастрюлю с крупой какую-нибудь игрушку
пусть ребенок копается там, отыскивая
машинку или пупсика и развивая таким
образом тактильные ощущения. А можно
игрушку положить в мешочек, чтобы ребенок
на ощупь отгадал, что мама там спрятала.

Насыпьте в одну коробочку горох, в другую
фасоль. Поставьте их по разные стороны от
ребенка и предложите ему одновременно
складывать крупы в одну кастрюлю. Эта игра
развивает координацию движений.

Чтобы ребенок
соотносил себя в пространстве, постоянно
уточняйте у него: что сзади тебя, что слева,
что над тобой А если развернуться в другую
сторону?
Учите проводить параллели: у тебя вверху
голова, а у дома (крыша) и т. д.

Не ждите молниеносных результатов, должно
пройти время. Придется несколько десятков
раз проделать упражнения, прежде чем речь
улучшится.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *